Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт ручных машин.

При подготовке к работе ручной машины необходимо изучить паспорт на нее и инструкцию по эксплуатации. В процессе производства необходимо строго соблюдать все перечисленные в этих документах требования.


При подготовке к работе ручные машины необходимо расконсервировать, покрытые консервационными смазками поверхности тщательно протереть обтирочным материалом, смоченным бензином-растворителем, затем насухо вытереть.


Перед началом работы машины осматривают и убеждаются в полной ее исправности. При этом проверяют надежность крепления всех деталей и прочность затяжки всех винтов, крепящих отдельные узлы и детали, исправность редуктора при выключенном электродвигателе, для чего рукой слегка поворачивают шпиндель машины (он должен легко и плавно вращаться).

Проверяют соответствие напряжения и частоты тока в электрической сети характеристикам ручной машины, указанным на табличке, исправность токоподводящего кабеля, его защитной трубки и штепсельной вилки или штепсельного соединения.


Кабель ручной машины должен быть защищен от случайных повреждений; непосредственное соприкосновение кабеля с горячими и масляными поверхностями не допускается.


В процессе производства работ необходимо следить за температурой ручной машины во избежание перегрева ее от перегрузки и выхода электродвигателя из строя. Температура наружной поверхности корпуса ручной машины не должна превышать 65 °С.


При работе не следует допускать натяжения и крутых изгибов токоподводящего кабеля и систематически следить за его исправным состоянием. Необходимо постоянно следить за состоянием крепежных деталей ручной машины и в случае необходимости отключить машину от электрической сети и подтянуть резьбовые соединения.


Подсоединение к электрической сети и отсоединение штепсельной вилки проводить только при выключенной ручной машине. При внезапной остановке, вследствие исчезновения напряжения в электрической сети, заклинивания движущихся деталей или других помех, при смене инструмента и регулировке, при переносе машины с одного рабочего места на другое, при перерыве в работе, по окончании работы или смены, ручная машина должна быть отключена.


При появлении постороннего шума или сильной вибрации ручную машину необходимо немедленно выключить, установить и устранить неполадки.

По окончании работы необходимо отсоединить питающий кабель от сети электрического тока, протереть его и аккуратно смотать, а ручную машину тщательно очистить от пыли и грязи, рабочий исполнительный инструмент вынуть из шпинделя, машину и инструмент сдать в мастерскую или на склад. При сдаче машины рабочий должен письменно заявить о всех неисправностях, которые были обнаружены в процессе производства работ.


При подготовке к работе ручных машин II класса защиты с двойной изоляцией с электродвигателями типа КНД необходимо проверить техническое состояние кол-лекторных щеток и коллектора; щетки должны быть хорошо прошлифованы и притерты по поверхности коллектора не менее чем на 2/3 площади щетки.


При подготовке к работе ручных машин III класса защиты с повышенной частотой электрического тока, с асинхронными электродвигателями типа АП необходимо первоначально убедиться в полной исправности преобразователя частоты тока.


При подготовке к работе ручных машин I класса защиты с одинарной изоляцией прежде всего необходимо надеть средства индивидуальной защиты — резиновые перчатки и боты, осмотреть защитно-отключающее устройство, находящееся в комплекте поставки этих машин, и проверить соответствие напряжения и частоты тока устройства напряжению и частоте электрического тока питающей сети; проверить надежность сцепления вилки и розетки штепсельного соединения; при этом накидная гайка должна быть завинчена.


У ручных пневматических машин после снятия наружной смазки подвергают расконсервации внутренние поверхности. Для этого машину устанавливают в вертикальное положение, нажимают на рычаг пускового устройства и через штуцер заливают 35—50 см3 керосина. Затем двигатель пневматической машины необходимо продуть сжатым воздухом с целью удаления керосина и растворенной консервирующей смазки. Через пробку-фильтр при открытом пусковом устройстве следует залить 20—30 см3 турбинного масла.


Смазывание ручной машины должно проводиться в соответствии с картой или схемой смазки, прилагаемой к паспорту каждой машины.


По окончании работы, закрыв кран воздухопровода, необходимо отсоединить ручную машину от рукава и снять рабочий исполнительный инструмент. Затем машину тщательно очистить от пыли, грязи и вместе с рабочим инструментом.